Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ГБОУ школа № 326 Невского района Санкт-Петербурга вправе осуществлять обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся.
Образовательные программы могут осваиваться в ГБОУ школе № 326 Невского района Санкт-Петербурга также в форме семейного образования или самообразования.
Обучение в ГБОУ школе № 326 Невского района Санкт-Петербурга осуществляется в очной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
При невозможности обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Образовательное учреждение, ГБОУ школа № 326 Невского района Санкт-Петербурга организует обучение обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому в соответствии с действующим законодательством.
ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке и реализации образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, адаптированной основной общеобразовательной программы.
Стандарт обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.
Категории детей с ОВЗ
- дети с нарушениями зрения
- дети с нарушениями слуха
- дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА)
- дети с задержкой психического развития (ЗПР)
- дети с нарушением интеллекта (У/О)
- дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Новые федеральные государственные образовательные стандарты образования для обучающихся с ограниченными возможностями вводятся с 01.09.2016 года
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня.
Основание: Федеральные нормативные документы, обеспечивающие введение ФГОС ОВЗ
Аннотация к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школе № 326 разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП, с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга и уставом ГБОУ школе № 326.
Образовательная программа соответствует требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиям к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Образовательная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, нормативно-правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, регламентирующих реализацию законов и подзаконных актов в части обеспечения доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования,направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Цель реализации АОП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
АОП в ГБОУ школе № 326 реализуется в форме совместного обучения с другими обучающимися.
Дифференцированный подход к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Освоение обучающимися АОП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Нормативные документы и сайты:
- Нормативно-правовые документы введения Федерального государственного образовательногой стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (ст. 79)
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
- СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
- Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001
- Письмо Минобрнауки России от 19.02.2016 № 07-719 "О подготовке к введению ФГОС ОВЗ"
- Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
- Распоряжение Комитета по образованию от 29.05.2015 № 2625-р
- Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Санкт-Петербурге. Распоряжение Комитета по образованию от 08.06.2015 № 2809-р
- Об утверждении комплексного плана по развитию инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербурге на 2015 год. Распоряжение Комитета по образованию от 25.06.2015 № 3026-р
- Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 01.09.2015 № 2111-р "О подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Невском районе Санкт-Петербурга".
- Сайт поддержки введения ФГОС ОВЗ (ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
- Портал сетевой педагогической поддержки внедрения ФГОС СПб АППО
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) 2.4.2.3286-15